Объединение сайтов | Главная | Регистрация | Вход
Главная | Страница памяти | СТЕФАНОВИЧ Юрий Вацлавович
СТЕФАНОВИЧ Юрий Вацлавович

Из воспоминаний Полежаева Сергея пулеметчика 3пз ДШМГ КВПО

В октябре 1982 года наша Восточная ДШМГ дислоцировалась в высокогорном населенном пункте Калай-Хумб, расположенного в Таджикистане, на границе с Афганистаном. Звучит команда: «Приготовиться к вылету», (вылетаем на один день, нужно прочесать один кишлак, а вечером нас вертолеты заберут обратно, с собой вещмешки не брать, полетим налегке в одних х/б и маскхалатах). Ближе к полудню, 20 октября 1982г. грузимся в борты. Возглавляет группу майор Барсуков Иван, (начальник нашей ДШМГ), вылетаем на нескольких вертолетах МИ-8, и вот под нами Джавай, летим недолго, высаживаемся на высоте в районе кишлака Шаджак, (7242-9 по карте 10-42-070) КАРТА 10-42-070 Потихоньку спускаясь вниз, прочесали один кишлак, затем чуть пониже еще один, басмачей не обнаружили. По данным разведки, басмачи недавно ушли из этих мест, куда-то вниз по ущелью. Нас оставляют ночевать. Расположились в районе высоты 3292 (по карте 10-42-070), заняли круговую оборону. Утром 21 октября едва отогревшись от холодной ночи, стали грузиться в прилетевшие за нами вертолеты, на которых нас перебросили неподалеку, в район кишлака Мизак (7234-3 по карте 10-42-070). Пошли вниз по ущелью вдоль реки Растдара, группой примерно человек 50-70. Спускаясь по ущелью, в течение дня прошли несколько кишлаков и во всех, почему-то были только одни женщины и дети (отсутствовали взрослые мужчины) - это настораживало. День выдался очень жаркий, солнце палило нещадно, постоянно хотелось пить, но всё же без тяжелых вещмешков идти было легко. Ближе к вечеру, в районе квадрата (7038-8 по карте 10-42-070), не доходя до кишлака Харкати-Паин примерно 2,5 километра, по нам летит очередь пуль, все врассыпную. Заняли позиции, удобные для ведения стрельбы. Огонь по нам велся из-за реки, с левого противоположного скалистого склона ущелья, на нашей стороне был высокий отвесный утес, который закрывал нас от скал правого склона. Открыв ответный огонь короткими очередями, мы стали обстреливать предполагаемые места стрелявших по нам духов, так как точного места выстрелов не было видно. По радиостанции вызвали вертолеты поддержки. Патроны стали заканчиваться и мы с очереди перешли на одиночные выстрелы. Спустившись с тропы ближе к реке за огромный валун мы, несколько человек заняли позицию. Очереди пуль по нам летят одна за другой, на моих глазах пуля попадает в Пастухова Володю, он находился чуть выше нас, его подбросило, ручной пулемет (РПК) у него вылетел из рук. Мы подтащили его к себе, осмотрели (пуля пробила предплечье правой руки), стали перевязывать его руку, а он весь бледный, трясется и повторяет: «Мне повезло, мне повезло, что не убило, а попало в руку». Времени прошло уже достаточно много, а вертолетов поддержки все не было. И вдруг ребята, которые находились позади нас, начали бежать по тропе вперед. «Куда!!!» - крикнул я им, а в ответ: «На прорыв!!!». Мы вылезли из своего укрытия, поднялись на тропу и начали продвигаться вперед короткими перебежками, по очереди ведя непрерывный огонь по противоположному левому склону. Бежали по два человека, пробежав, довольно-таки прямой участок тропы мы выбежали за утес, где тропа поворачивает вправо на открытую местность. И вот здесь, уже с нашего правого склона по нам в упор работал душманский пулемет (попали под перекрестный огонь), все врассыпную, Вите Зарыпову (снайперу 3пз) пуля попадает в руку, Исправников Анатолий (начальник 2пз) разорвав маскхалат Зарыпову, перевязал рану. Стало темнеть, с нашей стороны выстрелы доносились все реже, патроны заканчивались, и в этот момент я подумал, что нам крышка, отсюда не выбраться. Но по мере того, как стало темнеть, душманы перестали стрелять, потому, что были хорошо видны вспышки от их выстрелов. Появилась надежда выхода из котла. Были слышны выстрелы со стороны кишлака Харкати-Паин - это прорывалась группа к нам на помощь, и в это время прилетели вертолеты, начали обрабатывать оба склона нурсами и пулеметными очередями бортового десанта. Когда уже почти полностью стемнело и стихло, мы начали собираться на тропе, говорили вполголоса, почти шепотом. Картина была жуткая: все разбросано, много лежачих неподвижных тел, стоны раненых. Стефанович Юрий лежал мертвый, он погиб от осколочных ранений, разорвавшихся поблизости нурсов, выпущенных вертолетами поддержки. Сначала он был ранен пулей в голову, его перевязали и посадили в укрытие за камни, но осколки прилетели сбоку. Мы, взяв погибших и раненых стали потихоньку двигаться по горной тропе к кишлаку. Когда пришли в кишлак Харкати-Паин, узнали обо всех погибших наших ребятах, это еще Пастухов Володя (пулеметчик РПК, 1пз), Муканов Каирбек (пулемётчик, 2пз) и Бобоев Кодир (переводчик). 12 наших ребят были ранены. Среди ополченцев 11 человек убитыми и много раненых. На следующий день 22 октября при освобождении двоих наших ребят, погиб боец Пянджской ДШМГ Кругликов Владимир. Раненые в этом бою ребята: Кислицын Владимир (3пз), Зарыпов Виктор (3пз), Исмагилов Мавлит (3пз), Петренко Юрий (3пз), Овчинников Сергей (2пз), Морозов Владимир (2пз), Чупров Виктор (2пз), Демочка Александр (1пз), Созыкин Владимир (1пз), Гуляев Алексей (взвод АГС), Мещеряков Валерий (взвод АГС), Рахимьянов Фасиль (саперный взвод).

Март 1982 год, 3пз на занятии по подготовке ведения боевых действий в Афганистане. Формирование ДШМГ КВПО в г. Пржевальске (сейчас Каракол) Киргизия

Апрель 1982 года. Выход в учебный поход к сопке "Соляная" Московского пограничного отряда, перед первым вылетом на боевое задание в Афганистан

Лето 1982 года, 2 взвод 3 пз, перед КПП Московского пограничного отряда

Лето 1982 года, 2 взвод 3 пз. На отдыхе в Московском п.о, после операций в Афганистане

Лето 1982 года. ДШМГ на отдыхе после операции в Меймене. Рядом воинская часть ПВО

Письмо Леониду Зеленскому, перед последним вылетом на боевое задание

Кровать Стефановича Юрия в палатке 3пз ДШМГ КВПО, п. Московский

Место гибели мл. сержанта СТЕФАНОВИЧА Юрия Вацлавовича

Просмотреть Места гибели пограничников ДШМГ КВПО на карте большего размера

Место захоронения мл. сержанта СТЕФАНОВИЧА Юрия Вацлавовича

Учетная карточка места захоронения

Памятник пограничникам ДШМГ КВПО погибшим в Афганистане, установлен в г. Пржевальск (сейчас Каракол) Киргизия

"Скорбящий воин" - памятник солдатам-участникам Афганской войны и локальных конфликтов в г. Сыктывкар

Памятник "Стела" воинам погибшим в Афганистане и локальных войнах г. Ухты

Экспозиция интернационалистам г. Ухты погибшим в Афганистане

Из воспоминаний Некрасовой Татьяны Сергеевны, преподавателя Ухтинского лесотехнического техникума

Из воспоминаний Костроминой Тамары Михайловны, преподавателя Ухтинского лесотехнического техникума

Мемориальная доска на здании средней школы села Кедва-Вом

Летом 2011года состоялось торжественное открытие мемориальной доски на здании Лесного колледжа г. Ухты, Стефановичу Юрию Вацлавовичу, погибшему в Афганистане.