Приветствую Вас, Гость! | RSS | Главная | История ДШМГ | Регистрация | Вход
» Воспоминания ветеранов

История ДШМГ КВПО [7] Воспоминания ветеранов [15] Разное [2]

Симонов Сергей. Воспоминания. Часть 4. "Перевал Шеркоталь"
"Перевал Шеркоталь" Да, Мазари-Шериф идеал восточного города, центральные дороги покрытые асфальтом, автомобили всевозможных марок, какие только есть в мире, даже еще катаются наши ГАЗ-21 (Волга) в качестве такси. Вот проез-жает не то Крайслер, не то Шевролет, чуть не шаркая днищем по асфальту. По обоим сторонам дороги расположены дуканы (торговые лавки), и даже сквозь шум двигателя слышно как галдят, торгуются толпы людей, что-то друг другу доказывая. Двигались медленно, тяжелая бронированная техника (БТР), не очень маневрена в городском движении. "О! Боже! Неужели это центр?" Начались многоэтажные каменные строения, некоторые из них европейского типа, догадываюсь - Оттели. Слева словно алмаз в огранке стоит великолепная Мечеть. Асфальтированные тротуары и зеленые газоны ведут от решетчатого забора к ее главному входу. Купола покрытые голубой глазурью отливают на солнце контактируя с голубым без единого облачка небом. Стены покрыты узорами и кажутся вязаными из огромных ниток. Попались даже 2 автобуса, вот уж не подумал бы никогда, что в Афганистане есть общественный транспорт. Вот действительно третий город страны, но в религиозном плане безусловно - первый, это видно какое количество паломников находится у Мечети. Все еще находясь под впечатлением от увиденного, я не заметил как проехали город и через некоторое время начались предгорья. Выгрузились на вертолетной площадке, полевом аэродроме судя по боевому охранению. Невдалеке расположились установки Град, и уже работали по горам, извергали снопы огня и пыли поднятой с земли. Вечером 10.03.1983г по команде к бою и согласно боевого расчета мы впрыгнули в борты и "поплыли" в сторону гор. Полет прошел хорошо, а вот высадка сопровождалась мокрым снегом с дождем,да ещё и обстрелом. По ходу движения каждый командир заставы ставил задачу, перекрыть перевал Шеркоталь и не дать духам пройти. Растянувшись группа напоминала длинную змею, а когда разделились по 4 человека ее как будто разорвали на части. Выкопанные позиции представляли собой квадратную яму глубиной 1,5 м и шири-ной 2,5м. В ней находилось 4 человека, каждая яма находилась в поле видимости предыдущей, являясь отдельной огневой точкой и так по цепи. Сколько километров было перекрыто понять было трудно, но так было все-гда при блокировании, будь то кишлак или перевал. На нашей позиции находились мы,это я и Макар (расчет пулемета ПК), снайпер Зайцев и лейтенант казах. Ночь конечно мы померзли, жались друг к другу,но меня выручил ремонтный комбенезон который я тиснул с БТРА. На утро 11 погода радовала,но эту радость омрачило новость ЧП,погибли два бойца,вырыв позицию они решили спрятатся от дождя подрыв углубление в боку у дна ямы и залезли в спальники грется,тяжёлый слой глины обрушился похоронив их и они ничего несмогли сделать так-как в спальниках были связаны по рукам.Обстрел продолжался но пули не долетали, это можно было определить по щелчкам, как щелкаешь пальца-ми. Стальной сердечник пули уходил глубоко в землю оставляя свою медную и свинцовую оболочку в верхнем слое земли, что и издавало эти щелчки. Это в ущелье под названием Мармоль шла операция и "духи" сматываясь выходили прямо на нас. Думали духи пройдут мимо, но они видно решили оставить прикрытие в нашу сторону и пули уже пролетали со свистом нашу позицию. Мы сели на дно ямы, зачем зря подставляться (дембель)и это не понравилось лейтенанту. Он забрал у Зайцева СВД , мол твоя прямая обязанность гасить огневые точки противника. Тогда он ползком выполз из ямы и залег за какой-то кочкой. Все слышали как некоторое время работала его снайперка, мне вообще показалось, что стреляла только наша позиция.. Полдень опять был великолепным,обстрел прекратился,духи растворились, светило солнце и ничего не напоминало о дожде, на небе ни облачка, расслабились. И опять зря, поступила команда сниматься с перевала и углубиться в противоположную сторону от ущелье под названием Мармоль. И опять длинная змея вытянулась во все свои 209 человек. Шли расслабленные, солнышко пригревало, вдалеке показались скалы похожие на склон ущелья, подходили все ближе. Практически хорошо стал виден противоположный склон ущелья и вдруг, что-то замелькало под ногами, залезло на Макара, обойдя его прошло по группе. Кто-то крикнул - пацаны ложитесь, это солнечный зайчик, все рухнули на землю, осмотревшись я увидел свет ,как от маяка, - это духи сигнализировали кому-то наводя зеркало. Все остально не заставило себя долго ждать, с соседнего склона гулко ударила очередь с ДШК (крупнокалиберного пулемета), мы с Макаром пробовали ответить с ПКСа (пулемет Калашникова), но соревноваться им бесполезно. Наши пули не долетали, а с ДШК то перелетали, то ложились где-то рядом с нами. В бинокль было видно, что люди перебегавшие по склону к позициям одеты в форму афганской армии. Поступила команда всем оставаться на своих местах, там и прижались к земле как к родной женщине. Перевернувшись на спину мы уже знали, сейчас прилетят крокодилы (вертолет огневой поддержки), но прилетевшие борты не подлетая выпускали ракеты и улетали видно боясь ДШК. Прилетели СУ-шки и началась бомбежка склона.Смотришь в небо что-то летит, сверкает, затем отделяются две черные точки, гул пролетающих самолётов закладывает уши и завершают эту картину два мощных взрыва. И так втечении одного часа. Когда пыль от взрывов села, поступила команда зачистить склон. Двумя группами с двух направлений начали стягиваться к тому месту откуда бил ДШК. Спустившись на дно ущелья начало играть очко проходы в ущелье были такими узкими а скалы вертикально нависавшие над головой казали такими высокими, тут ни чего не стоило просто нас закидать камнями, какими то ходами через завалы вызваные бамбешкой вышли к духовской базе. Сопротивления не было, вообще там никого не было, стояла одна тренога от ДШК, а сам пулемет они наверное унесли с собой. Весь склон был в пещерах они были вырублены в известняке, даже ручей был заведен в одну из казарм, в которой находился медицинский пункт, это еще больше рассеяло сомнения, что это не просто духи, но и видно какие то части афганской армии, то есть какое-то ее подразделение, которое не принимает новую власть. Наш расчет ПК сидел на прикрытие, пока саперы шмонали пещеры. Тут ко мне подходит Коля Лавров ИСВ и подгоняет мне спальник, французкий на лебяжем пуху взятый в пещерах, мимо нас проходит наш командир майор Барсуков и наши спальники оказались у него, Коля резко побежал опять искать, но все уже разобрали, достались только медикаменты которые были зарубежного производства, мы их выбросили. Тем самым саперы, которые везде лезли первыми разминируя обнаружили в ущелье нечто вроде гаража. Широкий скальный навес сбоку был заложен камнями и в нем стояли грузовые машины. На перевал ущелья приземлились борты, сколько взрывчатки сапёры заложили в пещеры трудно сказать,но взрыв был такой силы что спускаясь по ущелью вниз, отойдя на 500 метров так громыхнуло, будто волна земле-трясения прошла по ущелью.Точно не могу сказать ,но при взрыве,прилетевший камень ранил Рождествина ПТВ. Шли вниз быстро по руслу высохшей несколько веков назад реке, в определенной точке нас уже ждали БТРы, БМП. Погрузившись на них мы вновь оказались на том же аэродроме с которого вылетали на перевал Шеркоталь, вот только установок Град там уже не было. 11.03.1983г трагически погибли: Кузнецов Андрей и Чернухин Владимир.
Категория: Воспоминания ветеранов | Добавил: simzan (29.04.2009)
Просмотров: 2292 | Комментарии: 2
2 ANDREI   (11.02.2010 10:54) [Материал]
Спасибо за расказ, а точто много нетотностей так это ерунда.
У каждого из нас свои воспоминания.
Ранение тогда получил наш командир ПТВ Рождествин Анатолий Иванович, жаль что после этого мы его не встречали.
А мы чтобы незамерзнуть всю ночь бегали в горку с горки, помню вытоптали целую дорогу.