Приветствую Вас, Гость! | RSS | Главная | История ДШМГ | Регистрация | Вход
» Воспоминания ветеранов

История ДШМГ КВПО [7] Воспоминания ветеранов [15] Разное [2]

Симонов Сергей. Воспоминания. Часть 3. "Позывной микрон"
"Позывной микрон"
Это случилось в середине декабря 1982г в Куфабском ущелье.На слиянии двух ущелий основного Куфабского ущелья и примыкающего к нему, там где река образовала своеобразный полуостров, на этом полуострове располагался гарнизон Пянжских Паси-Бахаро. Вниз по ущелью от Паси-Бахаро километрах 4-7 находился кишлак Паси-Пидев, а идя вверх по примыкающему ущелью попадем в кишлак нижний Карнив, где и стояли в январе гарнизоном восточники. Соответственно если идти вверх по Куфабскому ущелью от Паси-Бахаро, ущелье сильно заужалось с крутыми поворотами, а выше находится кишлак Сари-Пуль. От острова Паси-Бахаро вверх шел короткий скальный выступ переходящий также в короткую скальную гряду, и где он выравнивался со склоном и находилась точка прикрытия с позывным "микрон"."Микрон" располагался выше Пайси-Бахаро по скальному хребту метрах в 700-800, и связывало его с гарнизоном единственная тропа, которая шла в обход скального массива, а единственным источником воды - служил ручей, который тек в 50 метрах от точки (страница памяти Богатырев карта, где буковка "К" кишлака нижний Карнив и стоял "микрон"). Описывая географическое расположение точки, мы с вами поймем, как дальше развивались события, которые в конце привели к столь трагическим результатам, которых не испытывала ДШМГ со дня своего создания. На "микрон" направили мою первую заставу КВПО усиленную расчётами АГС и СПГ.Я попал на "микрон",когда там уже всё было обустроено ,стояла палатка с одной стороны обложенная камнями ,с печкой-буржуйкой внутри ,так-как на улице -10,.-15 декабрь. В естественных укрытиях были огневые точки .Связь с Пайси-Бахаро осуществлялась по радио-связи . Столовая,о столовой надо сказать отдельно, она природа, специально потрудилась, чтобы создать нам это уникальное место, как стоматолог стачивает зубы так природа сточила каменные зубцы превратив их в столы, табуреты и даже раздаточную для пищи. Весь сухпаек скаладировался в одном месте, а выбранный повар,скорее всего это был боец, который вытягивал более короткую спичку - готовил обед. Все время любовался пейзажами,кругом крутые скалы , совершенно дикая, времен первобытного человека нетронутая природа. Все шло спокойно, чинно, пока на соседнем склоне не заработал ДШК (крупно калиберный пулемет), бил он по вертолетам доставлявшим грузы на Пайси-Бахаро. Моментально поступила команда уничтожить ДШК. Двумя группами под прикрытием каменных зубцов, сильно напоминавших хребет динозавра, мы стали подниматься вверх. Духи этого не заметили, и мы через пару часов обошли их . Я находился в середине группы и отчетливо видел как ребята первые поднялись по скале и вышли к позиции духов. Духовский рассчёт ДШК вовремя смотался оставив пустое место и стреляные гильзы. На "микроне" у нас стоял свой ДШК его подняли с "Пайси-Бахаро" и каждый счел для себя честью сфотографироваться рядом с ним. После этой относительно безболезненной для нас операции, огонь по вертолетам прекратился и они относительно "безопасно "стали доставлять грузы на Пайси-Бахаро. Так 6-7 декабря при очередном патрулировании мы нашли духовскую лежку (наблюдательный пункт), под хорошим кустом, рядом с выступом скалы на земле лежала циновка, чем-то напоминающая войлок.Вот те на оказывается за нами наблюдали.запросили Пянжских в обработке склонов с минометов и они настроили один ствол и обработали один склон. Дальше шло как всегда, несли службу, спускались на Паси-Бахаро за провиантом, на повороте тропа уходила в кишлак нижний Карнив, но я в кишлак никогда не ходил.8-9 декабря старший лейтенант Балкунов - командир нашей первой заставы, решил подняться еще выше, нежели мы ходили раньше. Поднимаясь все выше в горы мы дошли до не тающего снега и вышли на ровное плато, пройдя еще метров 200 наткнулись на тропу, на снегу отчетливо были видны следы от прикладов винтовок,на которые опирались духи неся на себе грузы.Удивлению моему не было предела, казалось на такой высоте рядом с не тающим снегом, кроме орлов и грифов никто и никогда не бывает. Старший лейтенант Балкунов оказался рискованным командиром и наша группа пошла по духовской тропе в направлении Куфаба. Пройдя с километр ,а может больше,и подойдя к одной так казалось сверху отвесных скал и нашему взору открылся кишлак Паси-Пидев, находящийся всего в 14-17 километрах за поворотом вниз ущелья от гарнизона Пайси-Бахаро. В бинокль было отчетливо видно как по кишлаку передвигаются духи, перетаскивают какие-то ящики. Мы насчитали десятки духов. Тут и у меня сыграло чувство страха, нас ведь было всего 8 человек. Балкунов немедленно доложил командованию и дал корректировку по рации минометной батарее, которая располагалась на "Пайси-Бахаро". Мы наблюдали как залп перелетел Паси-Пидев. На краю спуска защкерили мину-лягушку, так мы её называли, цилиндрической формы выпрыгивающую, рядом с большим плоским валуном . И мы уже не шли обратно на "микрон", а бежали. Мы слышали разрывы мин, так как повторюсь кишлак Паси-Пидев находился всего в 4-7 километрах вниз по ущелью от Пайси-Бахаро за поворотом. Но дальнейшие события показывают, что ущерба арт. обстрел духам не нанес. По связи пошли команды одна за другой,и в час ночи 11 декабря началась операция по уничтожению духов Паси-Пидева.Далее со слов Александра Плотникова: подняли нас в час ночи во главе с Кудряшовым выдвигаемся на Паси-Пидев, отошли метров на 400-700 "бах" взрыв, взорвались на мине двое сорбозов, дальше они идти отказались пошли вперед наши саперы. прошли еще один километр еще взрыв на этот раз наш Фасиль Рахимьянов - бог спас живой. Далее подходим к мостику время 4 утра, а там нас уже ждали из-за подрыва мин момента неожиданности не вышло, и началось светопредставление. Залегли стали рассредотачиваться, когда ползли в гору Гуляеву, который находился недалеко от меня пуля попала в шейную артерию, так погиб боец. Борты укрепления "духов" взять несмогли из-за скального массива козырьком нависавшего над местом. После суток перестрелок"духи" просочились между нашими группами и налегли на нас сверху, Пянжские нас прикрыли. Еще сутки -двое обменивались стрельбой с духами, а там Кудряшов дает команду: уходим, через 15 минут будет всем копец. Ломанулись бегом до Паси-Бахаро. Также 11 декабря со слов Александра Горохова снайпера второй ПЗ, мы вышли в ночь с Нижнего Корнива где стояли горнизоном со дня когда погибли в засаде Харланов и Соболев что бы внезапно обрушиться на "Паси-Пидёв" но не получилось, мы напаролись на ДШК который бил с соседнего склона я даже с СВД достать его не мог. В это время ранело Бухмастова Володю. Это было на второй день, Пянжских с нами небыло, а на третий день к нам холодным, голодным на помощь с "Микрона" вышла группа Балкунова усиленная пянджскими бойцами. Это они подорвались на мине лягушке, остался переводчик контуженный и сам Балкунов, а когда мы соеденились то выносили погибших их было шестеро. Потом был спуск на Карнив тепло, хавчик. Но а 11-12 декабря на микроне ничего особенного не происходило все как всегда служба, разве что миномет чаще обстреливал склоны. Мины с шелестом пролетали над головой и взрывались недалеко от микрона. 12 декабря вечером поступила команда все легкие расчеты ПК, РПГ, снайпера, РПК спуститься на Паси-Бахаро, где была сформирована группа, мы влились в Пянжских, загрузились по самое немогу боеприпасами и с ускорением выдвинулись на помощь группе Кудряшова. я сам нес ящик 5,45 в добавок к своему боекомплекту.Идти было жутко, луна зашедшая за другой склон не освещала уже ничего и еле метлешившая спина впереди идущего, да река журчавшая слева не давала завернуть в сторону.чем ближе мы подходили, тем громче была слышна стрельба, очереди вперемежку с одиночными, шел обстрел, но мы были за поворотом и бояться нам было нечего. Подошедшие бойцы забрали у нас боеприпасы. А мы и еще часть Пянжских бойцов поднялись по какой-то каменной осыпи и заняли оборону прикрыли место сверху и с тыла. Наш расчет сидел на одном месте стрелял в основном пулемет по находившимся в удалении духам. 14 декабря 1982г поступила команда нашему рассчету и еще бойцам сниматься с позиции и бегом, как можно быстрее бежать на "микрон". Оставив лишние боеприпасы мы скатились с осыпи, где у меня случилась трагедия - разорвал о камни штаны. Бегом с передышками мы практически влетели в "микрон",но все уже было кончено. Солдат Журкин сидел на скале опустив голову,большинство убитых погибли в палатке. 10 убитых бойцов ДШМГ КВПО улетали на Родину грузом-200. Улетели погибшие, следом загрузились мы и когда улетали я видел как борты ровняли Паси-Пидев. Я не стал спрашивать у Журкина оставшегося в живых, что произошло, не до этого было. Я знал что ребята погибли от взрыва мины выпущеной из минамёта, у которой оторвало хвостовик ,что было раследование,что искали хвостовик от мины ,но так и не нашли. Через полторы недели пришел приказ собираться, сопровождать груз - 200 на Родину, а это был старший лейтенант Гизатулин из г.Уфы, он был ранен на микроне и умер в госпитале 23 декабря. Прилетев в Душанбе в окружной госпиталь, нас проводили в морг, если это можно назвать моргом, потому что готовые посылки уже стояли плотными рядами прямо на улице. Цинки были заколочены в деревянные ящики, а на каждом ящике карандашом была написана фамилия и адрес отправки. Рядовые госпиталя, погрузили ящик в УАЗ (булка) и мы: это я, рядовой Киселев,старший лейтенант Балкунов поехали в аэропорт, там посылку с остальными гражданскими грузами поглотило брюхо самолета, простого гражданского самолета, летающего рейсом Душанбе - Уфа.Описывать похороны и что этому предшествовало я этого не буду, хочу лишь заметить, что цинки в тот, а это был 1982г не вскрывались ни при каких обстоятельствах, но в нашем случае было исключение. На похоронах присутствовал, так как офицеры пограничных войск являлись сотрудниками КГБ, председатель КГБ Башкирии, он то и отдал приказ сначала поговорив с нами,( мы объяснили ему, что тело не изуродовано и выглядит нормально, в голове и шее по аккуратному отверстию), распаять цинк и мать увидела, что в гробу в действительности ее сын старший лейтенант Гизатулин.
Имена погибших 14.12.1982г:
Кравчено Г.В., Шахов Р.М., Богатырев С.А., Загоскин, Скляр В.Т., Петровских А., Вавилов М.Ф., Снегирев А.Ф. Спирин А.М .11.12.1982. Гуляев А.Ю.23.12.1982. cт.лейт.Гизатулин.
К сожалению мы не знаем фамилии 6 бойцов Пянжской ДШМГ входивших в состав группы под командованием Болкунова погибших в районе верхней тропы ведущей на Паси-Пидёв.
Категория: Воспоминания ветеранов | Добавил: simzan (30.04.2009)
Просмотров: 3672 | Комментарии: 7
7 Буш   (18.10.2012 15:14) [Материал]
Серега Богатарева звали Андрей он родом из Фрунзе был Киргизия

6 makar82   (12.02.2012 20:49) [Материал]
Серёга ты молодец .У меня этот Микрон до сих перед перед глазами стоит.

5 Sergei   (06.02.2011 21:12) [Материал]
Я недавно Вахоба вычислил.Кому интересно загляните сюда http://pv-afghan.ucoz.ru/forum/223-526-22159-16-1296906897]

3 Sergei   (22.01.2011 20:07) [Материал]
Quote (Соловьёв)
К сожалению мы не знаем фамилии 6 погибших бойцов Пянжской ДШМГ входивших в состав второй заставы под командованием Исправникова на подходе к Карниву.

Бойцы Пянджской ДШМГ погибшие 13.12.82г. на подходе к Микрону
БАТЮШЕНКО Леонид Петрович
ВЕДЕРИС Николай Ионасович
КРАВЧЕНКО Александр Иванович
НИКУЛИН Виктор Дмитриевич
ПРИХОДЬКО Константин Михайлович
РУДЯШКО Алексей Николаевич

4 simzan   (06.02.2011 18:38) [Материал]
Пусть земля им будет пухом и память о них живет. А когда я писал эти рассказы,компьютера у меня не было и я все брал из головы, что не стерлось из памяти. Поэтому все добавил на сайт Игорь Соловьев.Сейчас сам потихоньку осваиваю компьютер,пытаюсь сопоставить информацию. Это хорошо, что некоторые темные пятна истории исчезают благодаря общим усилиям.

2 simzan   (09.01.2011 18:58) [Материал]
Вячеслав, да получилось так, что соединились в одном рассказе три операции, но последовательность действий на микроне была такой как описано в рассказе

1 k8v8p8   (23.12.2010 14:59) [Материал]
Сергей,ты спутал все,соединив в один рассказ 5,а может и больше операций твоей родной ДШ.